О мастерстве и импровизации в Аргентинском Танго

Для начала хочу высказать свою точку зрения на рост и формирование танцоров Танго вообще.

Вне зависимости от того, откуда пришел желающий обучиться Аргентинскому Танго: просто с улицы, из бальных танцев, латины и проч. или даже из балета, через несколько лет обучения и практики все, как минимум, становятся танцорами не ниже определенного приличного уровня.

Танговские Законы построения шагов, элементов, движений, связок и пр., правил танцевальной интерпретации музыки, требования к физической подготовке, коммуникации в паре и др. рано или поздно сделают почти из каждого — тангеро или тангеру. Как говорится, жизнь заставит. Я имею в виду, танцевальная. Хочешь хорошо танцевать, учитывай законы и правила в Танго. Они неизбежны. Их нельзя обойти, игнорировать, как нельзя нарушить закон всемирного тяготения. Танцевальная пара в Танго, это двуединство тел и умов партнеров, проявленных в движении под музыку, подчиняющихся его законам и правилам.

Безусловно, большие, даже можно сказать — огромные преимущества в Аргентинском Танго, как впрочем и в любом парном танце, имеют постоянные, станцованные пары. Если есть взаимопонимание, а может даже любовь или семья, то такие пары и хорошо выглядят, и хорошо танцуют, и неплохо растут как танцоры. И вполне могут достигать значительных высот. Но сказать, что длительное существование пары обязательное условие достижения значительных высот, наверное нельзя. Высота, высоте рознь. Кроме упорства, многочасовых практик, мастер классов выдающихся маэстро, хорошей физической подготовки и прочее, все же определяющую роль играет талант партнера.

Да, талант и прежде всего, именно у партнера. Поскольку именно он является 100% ведущим в танце и строящим его. Думаю многие из нас видели в своем кругу такие таланты, среди начинающих или продолжающих обучение. Но, чтобы талант расцвел, развился в выдающегося танцора, рядом с ним должна быть достаточно продолжительное время соответствующая ему талантливая партнерша. И не обязательно одна за всю его жизнь, но обязательно достаточное время. Не могу сказать точно, сколько времени требуется для постоянства пары, чтобы был рост. Это очень индивидуально. Но, возможно, где-то от полугода и более.

Если говорить о начальном или продвинутом уровне обучения, то здесь постоянства может не быть. Мало того, именно на начальном и продвинутом этапах оно даже вредно. Слова «change partners» («меняем партнеров») очень правильные на занятиях начального и продвинутого уровней. Но они становятся тормозом там, где речь идет о том, чтобы добиться каких-то более существенных результатов. Будь то просто выступление где-то, неважно даже где, или же участие в регулярном шоу. А если речь идет о профессии танцора — преподавателя, то конечно очень желательно иметь постоянную партнершу — преподавательницу или хотя бы ассистентку.

Знаете, в творческой деятельности, например в музыке и в частности среди композиторов, всегда можно различить как минимум две всеми уважаемые группы мастеров: хорошие мастера и талантливые мастера. Сразу скажу, что не бывает бесталанных людей. Но, начальный, данный от природы его уровень, у всех разный.

Первые достигают высот в большей степени за счет большого, напряженного, часто рутинного труда, при не очень большой изначальной степени таланта. Но, со временем, они развивают его в себе. И это действительно настоящие люди, можно сказать — «Человеки» с большой буквы. Нужно быть мужественным и трудолюбивым, чтобы стать таким. Но и им тоже от природы был даны таланты — терпение, трудолюбие, системность, хорошая контактность, коммуникабельность. Да, это тоже дано не всем! И кстати, он так же взращивается в семье, откуда вышел мастер. Такие мастера в итоге становятся выдающимися и часто неплохо устраиваются в жизни. Они имеют нужный достаток, ровны в результатах. И дальше в общем-то тут говорить особенно не о чем.

Вторые же наоборот, в большей степени выросли за счет таланта, постоянного творчества, но в меньшей степени, за счет напряженного, рутинного труда, потому что такой труд, что ни говори, а все таки на самом деле подавляет их талант. А вот таланта терпения, трудолюбия, системности у них все же недостаточно. И вот, вторым приходится прилагать большие усилия, чтобы показывать стабильные результаты, а в жизни иметь хотя бы необходимый минимальный достаток. Им вообще труднее по жизни, у них нередко возникают больше проблем, в том числе иногда и со здоровьем. Талантам сложно жить вообще, поскольку жизнь требует постоянной, регулярной поддержки, подпитки, обеспечения. А они нередко живут резкими взлетами, за которыми не редко следуют падения. Иногда даже кажется, что некоторые из них не живут, а мучаются, поскольку их талант постоянно требует выражения себя, теребит их изнутри, а мастерство пока еще не наработано. Потенциально вторые могут и достигают больших высот в своем ремесле, творчестве, чем первые. Но, по жизни им нужен кто-то, кто бы их вел. Их самоотдача и погружение в творчество часто не знает меры, границ и вредит им. Редко кто из них добивается стабильных высоких результатов без чьей-то хотя бы моральной поддержки со стороны.

Но, и первых, и вторых лично я глубоко уважаю, ценю и люблю.

Есть еще такая штука в различных видах искусства, как импровизация. Приведу цитату из Википедии:

«Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации создаются во многих видах художественного творчества: в поэзии, музыке, танце, театре и др.»

В социальном Танго, с момента его возникновения, изначально считалось, что этот танец — импровизация. Но, «окультуренный» в Европе в начале 20-го века, он был жестко формализован и впоследствии введен в бальные танцы. Тем не менее социальное Танго продолжало развиваться само по себе. Шло время. В 80-90 -х годах, в Аргентине после череды военных диктатур, когда его почти не танцевали, Танго снова начало восстанавливаться и заново переосмысливаться. Создавались театрализованные шоу и танцевальные коллективы, снимались фильмы. И вот тогда, импровизация в Танго стала постепенно вытесняться заранее подготовленными фрагментами танца, привязанными к определенным музыкальным произведениям. Особенно это было заметно на шоу и подмостках сцен. Недаром же есть такая вещь, как гастроли. А представляете, что было бы, если бы мы видели один и тот же танец (один в один) по нескольку раз в месяц … . Импровизация в Танго почти исчезла с различных сцен и в шоу. Потому, что требовалось поразить публику! Ведь публика дает сборы… И поражать надо надежно, регулярно, безошибочно! И тут бесполезно спорить, нужна импровизация в Танго или нет. Практически всегда будет ответ — нет!

На самом деле, мало ценителей настоящей импровизации даже среди нас, тангеро. Многие ли из нас могут различить, где импровизация, а где заранее практически полностью поставленный и отрепетированный танец? Оценка танцевального выступления, шоу, выставляемая большинством из нас проста: нравится или не нравится танец.  А как насчет импровизации…?

Я лично знаю несколько зарубежных маэстро (Италия, Аргентина и др.) преподавателей — танцоров, которые даже не имея постоянной партнерши, перемещаясь по миру и давая мастер классы, тем не менее могут великолепно подстраиваться и импровизировать в Танго шоу практически с любой продвинутой тангерой. Называть их не буду, может быть сами догадаетесь. Но, за это я их особенно ценю и люблю! Они сохранили социальность Танго там, где казалось бы должна безраздельно господствовать заранее подготовленная постановка танца.

В заключении скажу следующее.

Я бы разделил всех известных танцоров, да и нас самих, не на тех, кто имеет постоянную пару и кто ее не имеет. Это безусловно важный фактор, но далеко не определяющий. Разделил бы на тех, кто рискует импровизировать в Танго, и тех, кто предпочитает заранее так его подготовить, чтобы не допустить какую нибудь досадную случайную оплошность. Не каждый из нас в достаточной степени имеет таланты, способности к танцу вообще, а в области танцевальной импровизации в Танго и подавно. И еще добавлю, что это просто разные по характеру и по складу жизни люди.

Но, повторюсь. И первых и вторых лично я глубоко уважаю, ценю и люблю. Они же все танцуют такой великолепный танец, как Аргентинское Танго!

Добавить комментарий